1

какой велосипед выбратьКогда наконец-то уходит зима, лыжи, коньки и санки прячутся до следующего сезона, многие всерьёз задумываются о покупке велосипеда. Кто-то берёт его для поездок на работу в тёплое время года, многим нравится неспешное катание в выходные, некоторые надеются сбросить лишние килограммы, крутя педали, часть людей просто не представляют лето без велопоходов на природу.

Какие бы разные мотивы ни побуждали к приобретению велосипеда, цель покупки в большинстве случаев одна – получить удовольствие! Мы расскажем об основных моментах, которые помогут Вам правильно выбрать велосипед, оптимально сочетая параметры «необходимые опции / качество / цена».

Кстати, есть данные интересного исследования, проведённого в Англии (Бирмингемский университет и Королевский колледж Лондона), согласно которым активные велосипедисты не теряют в силе и мышечной массе, у них с возрастом не растет уровень жира и холестерина в крови, а у мужчин сохраняется высокое содержание тестостерона, и в целом, велосипедисты стареют медленнее! Согласитесь, что это отличный повод для покупки «железного коня».

Начнём с того, какие велосипеды бывают.

  • По возрасту – детские, подростковые, взрослые.
  • По полу (по форме рамы) – мужские и женские (нередко встречаются модели «унисекс»).
  • По типу катания – городские (дорожные), шоссейные (они же спортивные, велокросс), горные (они же MTB), туристические (смесь горного и городского), трюковые (BMX), тандемы.
  • По компактности — стандартных размеров, компактные, складные.

gorod   shosse   gornii

turist   bmx  tandem

какой велосипед выбрать взрослому человеку  эллиптический велосипед


Наблюдая за велосипедистами в городе и глядя на ассортимент спортивных магазинов, становится очевидно, что большинство россиян предпочитают горные велосипеды, затем – туристические, городские. Подростки часто выбирают BMX велосипеды. Редкость — шоссейные, и экзотика — тандемы. А уж совсем «диво дивное» — эллииптичекие велосипеды, хотя, для повседневного использования в качестве удобного транспортного средства они не подходят. Вообще, если посмотреть на возникновение данного типа велосипеда, то увидим забавную ситуацию: сначала появились велотренажёры, чтобы иметь возможность в комфортных условиях спортзала имитировать поездку на велосипеде, затем они эволюционировали в некую комбинацию разных тренажёров примерно такую – велотренажёр + степпер + беговая дорожка + гребной – получился новый эллиптический тренажёр (орбитрек, эллипсоид). А потом уже появилась его подвижная версия – эллиптический велосипед, который легко узнаваем по внешнему виду – у него вместо педалей «платформы» и нет сиденья. Конечно, в качестве оздоровительного средства он очень полезен, но, согласитесь, комфортно ездить по своим делам на таком «стоячем велосипеде» – не очень-то удобно. Поэтому, в качестве кандидата на покупку мы его не рассматриваем (ну, и ещё они очень дорого стоят!).

Что касается компактности велосипеда, то современные модные малогабаритные модели или же складывающиеся, как правило, стоят дороже стандартных вариантов. В случае отсутствия достаточного пространства для хранения своего «железного коня», придётся немного переплатить и купить именно такую версию. Но учтите, что в этом случае у велосипеда будет менее прочная рама и менее комфортное катание на нём.

В большинстве случаев выбор в пользу горных велосипедов продиктован желанием покататься в парковых массивах или на природе за городом, и отсутствием нормальных дорог в большинстве российских населённых пунктов. Но если Вы — типичный житель современного мегаполиса, который забыл уже когда в последний раз выбирался из города, то Ваш вариант — классический городской велосипед.

А в статье мы рассмотрим критерии выбора велосипеда на его горном варианте, но они применимы и для остальных типов.

 

Для начала определимся с ценой. В нашем городе можно приобрести велосипеды хорошего качества в пределах 13000 — 21000 рублей. Такая цена приемлема для большинства семейных бюджетов. Присматриваться к более дорогим моделям стоит только если Вы решили заняться велосипедом на профессиональном уровне, ну, или если есть лишние деньги…

Далее – производитель. Выбирая известные и хорошо зарекомендовавшие себя марки – FORWARD, STELS, KROSS, MERIDA, GT и ряд других,— Вы можете быть уверенны в качестве комплектующих и сборке в целом, и уложиться в озвученную выше сумму. На велосипедных компонентах подробно останавливаться не будем, так как у указанных марок они всегда качественные от ведущих производителей (SHIMANO, SRAM).

Материал рамы. Рама даёт основной вес велосипеда, поэтому, если он для Вас имеет значение, то выбирайте алюминиевые. В принципе, стальные рамы не намного тяжелее, разницы в цене практически нет. Про титановые и карбоновые рамы мы не задумываемся, так как это в разы дороже.

По типу подвески горные велосипеды бывают трёх основных видов: жёсткие (Rigid) – жёсткая рама и вилка; хардтейл (Hard Tail) – только передний амортизатор; двухподвес (Full Suspension) – передний и задний амортизаторы. Для комфортного катания по пересечённой местности и по городу рекомендуем выбирать хардтейлы. Жёсткие велосипеды – действительно жёсткие, а двухподвесы – немного уступают в скорости из-за раскачивания во время езды, хотя Вы можете предпочесть именно эти типы подвески, как говорится дело вкуса. Из личного опыта могу сказать, что когда придёт время окончательно расстаться с моим нынешним «двухподвесом», я совершенно точно буду искать себе «хардтейл»… ну вот не нужен средний амортизатор совершенно (это, конечно? моё субъективное мнение).

Если вы решили приобрести городской велосипед, то особых вариантов с подвеской у вас не будет, вилки на них идут фиксированные, то есть вообще без какой-либо амортизации, но она при езде в городских условиях и не нужна.

Что касается вариантов велосипедных вилок у горных моделей, то вам встретятся разнообразные по типу амортизаторов: пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные, масляно-воздушные, масляно-пружинные. Из них я бы посоветовал сразу отсечь воздушные и масляно-воздушные, так как не смотря на ряд плюсов (невысокая стоимость, отличная амортизация, удобство в настройке), они весьма недолговечны. Идеальный вариант вилки – это масляно-пружинная, она качественная, надёжная, удобная, но очень дорогая… Поэтому останавливаемся на пружинно-эластомерном амортизаторе, который, скорее всего и будет установлен на велосипеде в рамках заданного нами ценового диапазона.

Кстати, у амортизаторов есть варианты настроек, здесь мы о них говорить не будем, а то статья получится уже не обзорная, и при необходимости вам подробно всё объяснят консультанты в магазине.

rigid   hardteil   dvuhpodves
Тормоза в указанном ценовом диапазоне, скорее всего, будут ободные V-brake. Они надёжные и простые, легко регулируются самостоятельно, неприхотливы в обслуживании. Дисковые и гидравлические тормоза стоят намного дороже, как правило, их используют профессиональные велогонщики. Поэтому, если Вы найдёте велосипед с дисковыми или гидравлическими тормозами за 15000 рублей, задумайтесь, так как они навряд ли будут хорошего качества.

vbrake
Количество скоростей. 18, 21, 24 или 27 – количество максимально возможных сочетаний между передними (ведущими) звёздочками (3 штуки) и задними (ведомыми) (6,7,8 или 9 штук). Большее количество скоростей даёт Вам больше вариантов для выбора оптимального режима катания. Чуть подробнее об этом в конце статьи.

Колёса. Размер колёс практически на всех горных велосипедах – 26 дюймов, они достаточно скоростные и маневренные. Внимание стоит обратить на обода. Выбирайте колёса с двойным ободом, они гораздо прочнее одинарных.

выбор велосипеда выбор велосипеда Колёса могут быть обычные (камера + покрышка) или бескамерные, которые становятся всё более доступными. Понятно, что у бескамерок есть целый ряд преимуществ – сложность пробить колесо и удобство в обслуживании (даже если всё-таки прокололи). В настоящее время есть два стандарта бескамерных велосипедных колёс: UST – затратный, так как для него нужны специальные обода, где спицы спрятаны за дополнительной перегородкой (чтобы через их отверстия не выходил воздух), очень надёжный вариант, не требующий герметика, но очень дорогой и редкий: стандарт BST – позволяет переделать обычный обод в бескамерный, для этого есть специальные комплекты с клейкой лентой (заклеить отверстия от спиц), герметик (заливается внутрь камеры), набор ключей и флиппер (ободная лента, ставится между покрышкой и ободом), естественно нужна и сама специальная велопокрышка. То есть, переделать своё обычные колеса с камерой в удобные бескамерные можно, но придётся дополнительно раскошелиться примерно по пять тысяч рублей на колесо. А это уже намного больше нашего запланированного бюджета, так что останавливаем свой выбор на старой доброй обычной велосипедной камере.

velo UST  velo BST

Кроме классического колеса со спицами вам непременно попадутся литые диски. Круто же звучит – «литые диски», прямо как будто разговор о хорошем автомобиле? Да и выглядят они очень круто! К тому же имеют ряд положительных свойств – благодаря жёсткости отлично подходят для скоростной езды на дорогах, имеют хорошую аэродинамику, и просто очень классно выглядят. Так что, бежим покупать такой вариант? Неа! Дело в том, что качественные литые диски очень-очень дорого стоят, а те варианты, которые вы видите в магазинах за вполне разумную цену (точно вписывается в наш бюджет) – это самые обычные подделки (догадайтесь из какой страны…). Да, они очень красивые, продаются под известнейшими автобрендами (BMW, Porche, Ferrari и т.д) и кажутся надёжными, но обходите их стороной, так как качество там совсем плохое, а ремонтопиргодность полностью отсутствует, то есть при появлении трещины (а она непременно появится) колесо нужно выкидывать.

Пожалуй, добавим немного экзотики в этот пункт статьи. Кроме литых дисков есть ещё пара альтернатив стандартному спицевому колесу. Это британское изобретение эллиптические ленты (не путать с указанным выше эллиптическим велосипедом) и итальянская технология Nulla. Так как оба варианта очень дорогие (во всяком случае, пока, да и при наличии финансов, купить их проблематично), то расписывать их достоинства смысла нет – вариант мимо нашего кошелька… Просто посмотрите на фото, так сказать, «для общего развития».

велосипед без спиц

Ну и кроме этих, хоть и редких, но вполне реальных вариантов существует множество концептуальных моделей, как правило в нескольких (или даже одном) экземплярах; терять время на них не будем, так как большинство никогда не выйдет на рынок, а те, которые всё-таки станут коммерческим продуктом, вероятно будут стоить в разы больше оговоренной нами суммы.

Выбор ростовки рамы. Самый распространенный вариант – это встать так, чтобы велосипед оказался у вас между ног, имитируя соскок на землю. Руль в руках, обе ноги на земле. В этом положении расстояние от верхней трубы велосипеда до промежности должно составлять примерно ширину ладони. Если расстояние больше – то во время долгих поездок вы можете испытывать дискомфорт, а если меньше то в случае непредвиденной ситуации есть шанс серьезно травмироваться.

как выбрать велосипед взрослому

После покупки велосипеда
Необходимо выставить положение седла. Очень важный параметр, пренебрежение которым может вызвать серьезные проблемы. Садимся на велосипед, одна из педалей – в минимальном положении от земли, ставим на неё ногу и выставляем высоту седла так, чтобы колено было практически полностью разогнуто, т. е. при каждом обороте педалей коленный сустав должен расслабляться, иначе вы будете быстро уставать и испытывать дискомфорт. Ещё один способ заключается в том, чтобы выставив шатуны параллельно земле получить вертикальную прямую соединяющую ось педали и коленный сустав.

Следует помнить, что оптимальным положением ноги на педали считается положение, при котором ось педали проходит под самой широкой частью стопы. Так же седло можно регулировать по углу наклона и вперед-назад. Эти величины носят скорее индивидуальный характер и выбираются индивидуально. Общей рекомендацией может служить расположение вашей «пятой точки» так, чтобы седло не мешалось, комфортно поддерживало, а вы – не переваливались с него слева, направо.

Если вообще не желаете вникать в техническую часть обладания велосипедом, то и здесь есть варианты. Например, многие крупные магазины при покупке у них велосипеда бесплатно проводят его настройку и подгонку под покупателя и даже предоставляют на какое-то время бесплатный сервис! Ест и платные сервисные центры, которые произведут необходимые работы над вашим «железным конём» за очень разумную плату.

Поправить руль. Правильным считается такое положение руля, при котором он находится чуть ниже седла или на уровне с ним.

Необходимо внимательно ознакомиться с паспортом на велосипед. Выполняйте рекомендации, которые там содержатся.

Также надо протянуть (дополнительно подкрутить) все болтовые соединения велосипеда. Но делать это без фанатизма, чтобы не сорвать резьбу.

Все эти манипуляции Вам не придётся проделывать самостоятельно, если покупаете велосипед в нормальном специализированном магазине, где вам его сразу бесплатно отрегулируют, а ещё и дадут возможность пройти первый технический осмотр бесплатно или получить скидку на дальнейшее обслуживание.

 

На что ещё обратить внимание
Крылья (щитки колёс). Не всегда входят в комплектацию велосипеда, хотя являются очень полезным дополнением для езды в сырую погоду. По возможности приобретите, цена 500 – 2000 рублей.

Насос. Необходим для загородных поездок. Желательно с датчиком давления, чтобы не перекачать шины. Стоит около 600 – 1000 рублей.

Складной набор шестигранников и отвёрток для подкручивания болтов, навеса аксессуаров (багажник, крылья). От 300 – 500 рублей и выше.

Ремонтный комплект (велоаптечка), чтобы можно было самостоятельно заклеить камеру в случае необходимости, рублей 300.

Багажник (1000 – 1500 руб.) или специальный велорюкзак для складывания еды/одежды при езде на дальние расстояния. Багажник лучше брать самый прочный из продающихся, с толстыми прутьями. Если кататься без багажника, то придется приобрести рюкзак. Лучше — специальный с «гнутой» спиной.

Подножка. Не всегда входит в комплектацию. Цена около 500 — 1000 рублей.

Велокомпьютер. Подстегнёт Ваш интерес к катанию, покажет скорость, расстояние, сожжённые калории – в зависимости от «навороченности». Цена от 600 до 3500 рублей.

Защита велосипедиста. Наколенники, налокотники, перчатки, шлем – для безопасности конечно лучше иметь это всё, рассчитывайте на сумму не меньше 1500 рублей.

Задний и передний фонарики для езды в тёмное время, примерно от 1000 рублей за комплект.

Велосипедный замок — на этом предмете не надо экономить,покупайте качественный, который обойдётся не менее 800 — 1000 руб.

Вообще, список велоаксессуаров можно продолжать ещё долго (фляга с держателем, зеркало, звонок, корзинка или детское сиденье для городского варианта и т. д.), всё зависит от Ваших потребностей и финансовых возможностей; для экономии комплектующие лучше покупать зимой или в конце летнего сезона, когда проходят большие распродажи.

УСТРОЙСТВО ГОРНОГО ВЕЛОСИПЕДА

устройство велосипеда

1. Тормозные ручки
2. Манетки (шифтеры)
3. Грипсы
4. Вынос руля
5. Руль
6. Рулевая колонка
7. Вилка
8. Обода
9. Покрышки
10. Спицы
11. Втулки
12. Тормоза
13. Седло
14. Подседельный штырь
15. Задний амортизатор
16. Кассета
17. Шатуны со звездами (система)
18. Места крепления педалей
19. Цепь
20. Задний переключатель
21. Передний переключатель
22. Тормозной диск
23. Рама: верхняя труба
24. Рама: нижняя труба
25. Шарниры подвески
26. Линки подвески
27. Рама: задний треугольник

1. Тормозные ручки. Служат для управления тормозами велосипеда. Расположены справа и слева на руле. Будьте предельно осторожны с ручкой, управляющей передним тормозом (обычно, левая тормозная ручка), так как при резком нажатии возможен прыжок через голову.

2. Манетки. «Манетки», или «грипшифты», «триггеры» служат для удаленного переключения передач непосредственно с руля. В зависимости от условий местности, с помощью «манеток» Вы можете поставить большую или меньшую передачу.

3. Грипсы. Грипсы предназначены для комфортного управления велосипедом. За них Вы держитесь на протяжении всего катания. На шоссейных велосипедах вместо грипсов используется специальная «обмотка руля».

4. Вынос руля. Вынос предназначен для крепления руля к рулевой трубе вилки. В зависимости от его размера и угла подъема, каждый велосипедист может индивидуально подобрать комфортную посадку.

5. Руль. Руль велосипеда бывает нескольких типов и размеров: прямой с изгибом, короткий (для кросс-кантри, длина 540–620 мм), изогнутый с подъемом (для трейла, длина 620–670 мм) и широкий усиленный (для экстремального катания 660–710 мм). Для шоссейных велосипедов рули выпускаются специальной формы с размерами 380 460 мм.

6. Рулевая колонка. Служит для надежного соединения вилки и рамы велосипеда. Содержит в себе два усиленных промышленных подшипника. 7. Вилка. Амортизационная вилка нужна для комфортного преодоления неровностей.

8–11. Колеса. Обода, Покрышки, Спицы и Втулки образуют колеса. Надежные и легкие колеса — это половина успеха в гонках кросс-кантри. Легкие колеса сильно влияют на «приемистость» (разгон со старта) и «накатистость» велосипеда.

12. Тормоза. Забудьте выражение «тормоза придумали трусы». Тормоза всегда должны быть и спереди и сзади. (В данной конкретной модели тормоза дисковые, однако чаще встечаютсяч тормоза V-BRAKE).

13. Седло. Индивидуальный компонент каждого велосипеда, который впоследствии выбирает райдер себе сам. От удобства седла зависит утомляемость велосипедиста и эффективность езды на байке. Седло всегда должно быть максимально удобным.

14. Подседельный штырь. Предназначен для крепления седла к раме велосипеда. Также, с его помощью можно легко отрегулировать байк под свой рост.

15. Задний амортизатор. Служит для смягчения неровностей грунта. Различают воздушные и пружинные амортизаторы. Современные воздушные отлично работают и легче.

16. Кассета. Задние звезды привода велосипеда. Кассеты бывают на 6–10 скоростей.

17. Шатуны со звездами. Шатуны со звездами образуют «систему» или передние звезды привода велосипеда. К раме шатуны крепятся с помощью «каретки», которая вкручивается в специальное отверстие. Современные шатуны выпускаются с интегрированной «кареткой».

18. Педали. Большинство дорогих велосипедов GIANT поставляется без педалей. Спортсмен самостоятельно устанавливает тот тип, который ему необходим. Различают контактные и бесконтактные педали. Контактные требуют наличия специальных велоботинок с креплениями (шипами). Крепления входят в состав педалей.

19. Цепь. Цепь соединяет ведущие звезды (систему, п. 17) с ведомыми (кассета, п. 16).

20–21. Переключатели. Переключатели скоростей служат для переброса цепи на различные звезды. Задний переключатель работает с кассетой, передний с системой.

22. Тормозной диск (в данной конкретной модели). Входит в состав дискового тормоза и является именно тем элементом, об который трутся тормозные колодки, вызывая замедление велосипеда при торможении. Чаще встречаются тормоза типа V-BRAKE.

23–24, 27. Рама. Рама велосипеда — это основной узел, который соединяет все компоненты в единое целое.

25–26. Подвеска. Расположение шарниров и линков подвески обеспечивает отличную работу амортизационной системы.

Рекомендации по использованию скоростей
Самая маленькая звезда (1) отвечает за подъем в гору с небольшой скоростью, но без особых усилий.

Средняя звезда (2) позволяет ехать в прогулочном или туристическом режиме, поэтому используется наиболее часто.

Самая большая звезда (3) нужна для скоростной езды, при этом нагрузка на ноги и суставы будет максимальной.

Если передняя звезда определяет режим езды, то задние звезды являются вспомогательными, выбираются по уровню комфорта или исходя из спортивных задач. Передние звезды своего рода грубая настройка, а задние — тонкая настройка скорости.
Пример. Вы купили велосипед с 24 скоростями. (3 передние и 8 задних). Оптимальное соотношение передач:
1 передняя — 1,2,3 или 4 задняя (по номеру на переключателе скоростей на руле). Езда в гору.
2 передняя — 3,4,5,6 или 7 задняя. Комфортный режим езды.
3 передняя — 6,7 или 8 задняя. Скоростной режим.
Похожие принципы соблюдаются и для велосипедов с другим количеством передач.

Схема оптимального соотношения передач при разных режимах езды:

peredachi velosipedaВнимание! Сочетание противоположных, к примеру, 1 передней и 8 задней передач — неправильное.
Во-первых, нет смысла использовать маленькие звезды и впереди, и сзади одновременно, так как это противоречит принципам механики. Во-вторых, если посмотреть на цепь сверху, будет виден явный перекос. При вращении педалями и цепь, и звезды быстро выйдут из строя.

 

Добавить комментарий