1

три брата и мыс жонкиерСкалы «Три брата» уже очень давно являются одним из неофициальных символов Сахалина, их изображения активно тиражируют на разнообразной сувенирной продукции и обыгрывают в логотипах местных фирм. Действительно, скалы и окружающий их пейзаж: море, живописные береговая линия, мыс с очень экзотическим названием «Жонкиер» и вырубленный в нём странный тоннель — достойны быть визитной карточкой острова. Но далеко не все сахалинцы хотя бы раз видели эту красоту, что уж говорить о приезжих путешественниках… А между тем, добраться сюда не так уж и сложно, особенно если есть желание. А чтобы такое желание возникло, я постараюсь передать вам, хотя бы в виде статьи, ощущения, которые возникают от вида такого природного великолепия.

Итак, Три брата находятся рядом с небольшим городком, что зовётся Александровск-Сахалинский, расположенным в центральной части Сахалина на берегу Татарского пролива. Я расскажу, что именно там можно увидеть и как туда добраться.

Три брата и мыс Жонкиер

Самый простой способ сюда попасть из Александровска-Сахалинского – это взять местное такси, которое довезёт вас прямо на побережье. Но мы решили прогуляться, благо, что расстояние от центра города до моря всего-то 2 с небольшим километра, то есть минут 25 очень неспешной прогулки (в конце статьи будет карта с отметками). Единственный минус такого варианта, это то, что тротуар есть не на всём протяжении пути, но машин по дороге встречается совсем мало и можно легко пройти часть маршрута вдоль обочины. Правда, касательно малого количества автомобилей – это утверждение не работает по выходным дням, особенно если погода хорошая, очень многие горожане любят проводить свободное время на побережье.

Выходим из города по интересному подвесному «Белому мосту» через реку Большая Александровка и попадаем на улицу Аболдинна, по которой и двинемся дальше

белый мост

Эти фото не мои, но они лучше показывают вид моста

a s 17 2

По дороге особо ничего интересного нет, разве что «аутентичный фон с забором и рогозом» для очередной фотосессии в инстаграм:-)

a s 17 3

Направо от порта видны ржавеющие остовы кораблей…

a s 17 4

А налево — выход на берег, куда нам и надо

a s 17 5

На берегу я поразился даже не окружающей красоте (бывал здесь и до этого неоднократно), а тому, что было непривычно чисто, особенно учитывая, что место действительно популярное, а там, где много отдыхающих обычно и много мусора. Прямо при выходе с дороги к морю находится мусорный контейнер, и видно, что люди действительно используют его по назначению, а не гадят вокруг себя. Но сам контейнер уже изрядно «ушатанный» и, судя по его состоянию, муниципалитет вывозит его не так часто, как надо на самом деле. Есть здесь и оборудованные для отдыха места со скамейками и столиками, таких точек всего парочка, конечно маловато…

 

a s 17 6

Морской простор и Три брата, с бьющимися о них волнами,— с одной стороны, отвесные скалы – с другой, под ногами – берег с разнокалиберной галькой и всевозможными морскими «интересностями», а впереди – возвышается мыс и манит к себе виднеющийся в нём тоннель. Ещё раз повторю – КРАСОТА!

три брата

Чтобы ничего не омрачило вашу вылазку, стоит учесть несколько моментов:

  • во-первых, как я уже сказал, в выходные сюда лучше не соваться, так как местных будет много;
  • во-вторых, посмотрите карту приливов и отливов, ведь береговая полоса совсем не широкая, и можно попасть в ловушку, пройдя туда по сухому, а на обратном пути уткнуться в нахлынувшие волны;
  • в-третьих, обязательно идите в соответствующей экипировке, особое внимание уделите подходящей обуви — хорошие кроссовки (желательно трекинговые), а не городские кеды, туфли или босоножки (про «шпильки», думаю, сами догадались?);
  • в-четвёртых, имейте при себе достаточно питьевой воды, ну, и про «что-нибудь перекусить» тоже лучше позаботьтесь, так как непременно нагуляете неслабый такой аппетит.

Ну а наша поездка сюда получилась абсолютно спонтанной (гостили у родителей в соседнем районном центре), поэтому из перечисленных рекомендаций мы не выполнили пункт про подходящую обувь и одежду, но всё равно прогулялись с большим удовольствием.

Естественно, куда же без новых сюжетов для инстаграма…

a s 17 8

Под ногами и в отвесных скалах очень много отпечатков ископаемых моллюсков («иноцерамусы» — вот, узнал новое слово при подготовке материала!)

a s 17 9

В скале слева уже виднеется чёрный «портал» тоннеля

a s 17 11

Вид с площадки прямо у мыса на порт и начало нашего маршрута

a s 17 12

И с этой же площадки разглядываем Три брата. Они действительно не очень далеко от берега и в большой отлив к ним можно спокойно дойти «по воде аки по суху»

a s 17 13

Итак, идём по берегу, любуемся природой и незаметно так упираемся в мыс Жонкиер, сквозь который проходит тоннель. Если вам показалось, что в названии есть что-то французское, то поздравляю, вы абсолютно правы. Французский мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз (Граф Жан-Франсуа де Гало де Ла Перуз) в 1787 году назвал этот мыс на западе острова в честь своего приятеля и покровителя адмирала Клемента Таффанела де ля Жонкиера (хотя в очень многих источниках указана ошибочная информация, что имя мысу дано в честь управляющего французскими колониями в Северной Америке Жак-Пьера де ля Жонкьера, который был дальним родственником и «по совместительству» приёмным отцом Клемента Таффанела).

Северный вход в тоннель

a s 17 14 a s 17 15

Кривой тоннель изнутри

a s 17 16 a s 17 17

Не смотря на то, что его укрепляли, всё же лучше под такими камнями не стоять, а живенько выходить на берег

a s 17 18

Вот как описывал свои ощущения от этих мест побывавший здесь в 1890 году Антон Павлович Чехов:

три брата

Стоит сказать сразу, что местный климат не слишком часто радует по-настоящему тёплыми и солнечными днями, а из-за близости к холодному морю в этих местах часто бывают густые туманы. Конечно, при плохой погоде впечатление может сложиться не самое хорошее, зато в ясный день – совсем другая картина, вот и Антон Павлович с этим полностью согласен:

мыс жонкьер

Тоннель, пронизывающий скалу,— очень своеобразное сооружение. Задумывался как часть конно-рельсовой железной дороги, которая должна была проходить прямо по берегу. Строили его с обеих сторон мыса каторжане, не имевшие никакого специального образования, поэтому не удивительно, что вместо соединения этих галерей примерно посередине, они очень сильно разошлись друг с другом, примерно на 6 метров. Потом его, конечно же «спрямили», ну, как могли, в итоге основная работа по прокладке заняла три года и ещё столько же понадобилось для устранения разных недоработок (1880-1886). Но все старания оказались напрасными, так как по прилегающим сопкам проложили обычную дорогу и тоннель остался невостребованным. И вновь обратимся к Чехову:

александровский тоннель

Хотя, конечно же, тоннель в нынешнем виде сильно отличается от «каторжного» варианта, так как во времена СССР несколько раз реконструировался. Кстати, я только недавно узнал, что тоннель имеет название – «Его Императорского величества Туннелем Императора Александра III»,— во как! Но все называют просто «Александровский тоннель».

Длина сооружения в разных источниках очень сильно различается – 72 метра, 73, 83, и 87 метров. Мы лично не измеряли, поэтому назвать точно затрудняюсь, но вот точно могу сказать, что в тоннеле очень сильный сквозняк, наверное, его можно даже использовать в качестве аэродинамической трубы для различных испытаний.

С другой стороны мыс выглядит, возможно, даже более живописно. Также здесь есть скалы «Три сестры», но они не такие впечатляющие, как «Три брата». Кстати, на вершину мыса ведёт довольно-таки крутая тропинка, по которой мы попытались подняться, но в обычной городской обуви это делать совсем неудобно. А если вы решите туда забраться, то учтите, что греться на этих камнях очень любят сахалинские гадюки, так что надо быть крайне осторожными!

Моя попытка забраться на мыс Жонкиер окончилась неудачно, скользкая крутая тропинка никак не хотела покоряться городским кедам…

a s 17 23

мыс жонкиер и маяк

Эх, все подруги в инстаграме обзавидуются:-)

a s 17 20

На пригорке виден маяк, который начал работать в 1897 и больше ста лет исправно служил по своему прямому назначению. А в наше время он стоит заброшенный медленно, но верно разрушается как от действия погоды, так и от того, что сопка постепенно осыпается и маяк уже имеет заметный наклон. С берега к нему можно подняться, но тропинка чересчур крутая, и в городской обуви карабкаться наверх мы не рискнули, это уже на следующую, боле продуманную поездку остаётся.

a s 17 21

Вид на мыс Жонкиер с южной стороны

a s 17 22

Наверняка у многих возник вопрос – а можно ли здесь купаться. Ну, конечно же можно, что, собственно и делает население Александровска-Сахалинского. Однако учтите, что температура воды в Татарском проливе комфортна лишь для местных или для закалённых приезжих! Даже во время самых жарких августовских дней море едва ли прогреется до 18 градусов, может быть и чуть выше, но только в виде исключения. Согласитесь, это совсем не черноморское побережье и не Японское море в Приморском крае. А вот сахалинцы так не считают и с огромным удовольствием плещутся в освежающих волнах.

Надеюсь, что фотографии, сделанные на мой старый смартфон (опять результат незапланированности этой поездки) хоть немного передают красоту этих мест.

Александровск-Сахалинский

Ну, пожалуй, можно рассказать немного и про сам Александровск-Сахалинский, который получил статус города в 1917 году, а современное название, уточняющее его географическое положение, – в 1926. А поселение возникло здесь в 1862 году и в разные периоды именовалось «слободка Александровская» (в честь императора Александра II) – «Александровская сельскохозяйственная ферма» – «Александровский пост» – «Александровск». На протяжении своей истории город был и центром царской каторги, и областной столицей, и даже находился под японской оккупацией (1920 — 1925), как и весь север острова выше 50-й параллели, де-юре не принадлежавший Японии.

А что нам скажет Антон Павлович? Ну, вот такое:

сахалинский париж

Александровск-Сахалинский был домом для некоторых очень интересных личностей, большей частью оказавшихся здесь в качестве каторжан. Например, известнейшая аферистка Сонька «Золотая ручка», которая здесь же и умерла (кстати, один местный фотограф очень прилично заработал на продаже фотографий с Сонькой); Иван Павлович Ювачёв (Миролюбов) – отец Даниила Хармса, познакомился здесь с Чеховым и стал прототипом героя его рассказа «Рассказ неизвестного человека». Кроме того, сахалинский город может гордиться и своими замечательными уроженцами: Дмитрий Семёнович Ги́рев – участник экспедиции Р. Скотта в Антарктику (в его честь даже назван две горные вершины и один остров!), Василий Сергеевич Ощепков – отличный разведчик и основоположник борьбы самбо.

В каторжный период об острове у его обитателей даже сложились пословицы, передающие всю суть того времени: «Кругом море, а посередине — горе»; «Вокруг вода, а посередине — беда».

В советский период город очень даже хорошо себя чувствовал, можно смело сказать, что процветал, здесь было абсолютно всё, что нужно для комфортной жизни. Судите сами: предприятие угольной промышленности, хлебосухарный комбинат, драматический театр, кинотеатр, театр юного зрителя, кирпичный и лесопильный заводы, пивоваренный завод, совхозы и лесхозы, рыбопромышленный трест, детские сады, общеобразовательные школы, школа планеристов, торгово-кулинарная школа, горнопромышленная школа, горный техникум, отделение Тихоокеанского института рыбного хозяйства, педагогическое училище, профессионально-техническая и фельдшерско-акушерская школы, ремесленное училище, аэровокзал и морской порт с регулярными авиа и морскими перевозками.

Я и сам прекрасно помню, как в детстве поездка в Александровск из моего родного посёлка (соседнего райцентра) воспринималась именно как посещение полноценного оживлённого города.

Но это всё в прошлом… В настоящее время город переживает, скажем прямо, плохие времена. Промышленности нет никакой, морской порт бездействует, из многообразия профессиональных учебных заведений остались только педагогический и медицинский колледжи. Собственно говоря, вся основная жизнь вокруг них и крутится – приезжают студенты из разных соседних районов, город оживляется; уехали все на каникулы – всё становится тихо и даже пустынно…

Центр города расположен на сопке и образован главной площадью и несколькими выходящими к ней улочками с советской застройкой, известной как «хрущёвки». Напротив площади стоит единственная (а может это я других не знаю) гостиница, в которой также расположен «торговый центр» и кафе. На окраинах расположен большой частный сектор, а также в городе много деревянных двухэтажек. Их, к счастью, постепенно сносят и переселяют людей в новые дома, пока этот процесс не имеет масштабный характер, но возможно, что со временем облик города сильно преобразится в лучшую сторону.

Автовокзал — очень страшное здание. Вход не в эту дверь, а с противоположной стороны… но лучше бы его вообще не было, потому что внутри очень мрачно, такое чувство, что попал в декорацию к дешёвому фильму ужасов. В здании есть кулинарная лавка с разной выпечкой; местные (в основном таксисты) спокойно и с аппетитом хомячили разнообразные беляши-чебуреки, а мы вот как-то не рискнули.

a s 17 24

В общем, особо-то фотографировать в городе и нечего, поэтому статья не сильно потеряет от того, что в ней мало иллюстраций (но всё равно обещаю потом исправить эту ситуацию,специально нафотографирую буквально каждый закоулок:-)).

Центр города — площадь имени 15 мая

a s 17 26

Гостиница, торговый центр и кафе, находящиеся вот в этом здании не отличаются оригинальностью названий — всё это «Три брата»

a s 17 27

По поводу отеля не надо думать, что раз он находится в богом забытом городке, то здесь всегда есть свободные номера — ничего подобного, бронировать надо заранее (правда, я не представляю, с чем это связано). Кстати, с общественными туалетами в Александровске-Сахалинском, как и во всех российских провинциальных населённых пунктах, просто беда, их здесь нет, и единственное исключение – кафе и гостиница, так что ежели чаво, далеко от них не уходите! Хотя, особо идти и некуда…

Ну вот вам пара фотографий прямо из центра города, рядом с площадью

александровск-сахалинский a s 17 29

Предлагаю вот из этого сделать городскую достопримечательность, типа «тротуар с подогревом»… Неправда, конечно, но я вам точно скажу, огромное количество очень раскрученных туристических достопримечательностей по всему миру тоже таковыми не являются по сути, они буквально «высосаны из пальца», так что маленькому сахалинскому городу такую небольшую хитрость можно простить.

город адександровск сахалинский

Перекусить можно в упомянутом уже кафе (вполне приличное место) или в столовой медицинского колледжа (кстати, по пути к «Белому мосту» мы как раз проходили мимо колледжа, из которого доносились очень аппетитные запахи).

Можно посетить довольно-таки интересный "Историко-литературный музей «А. П. Чехов и Сахалин», но так как я сначала даже не планировал рассказывать вам про этот город, то и фотографий никаких не сделал… Обещаю после следующей поездки существенно дополнить статью. А, в общем, моей целью был рассказ именно о природных достопримечательностях, что я с удовольствием и сделал!

Попасть в эти места можно легко, если есть автомобиль. Сначала путь ведёт в Тымовск, от областного центра сюда уже проложили вполне сносного качества асфальт, так что доехать можно с комфортом. А вот уже от Тымовска до Александровска-Сахалинского придётся около 60 километров потрястись по плохой грунтовке. На этом участке рекомендую быть крайне осторожными и ни в коем случае не соревноваться в скорости с местными «шумахерами», которые носятся просто с невообразимой скоростью, но они-то хорошо знают каждую кочку, а вот вы можете легко вылететь с одного из крутых поворотов, коими местный перевал изобилует.

Если же автомобиля в вашем распоряжении нет, то на одном из двух поездов (оба идут ночью, но один «фирменный», то есть стоит дороже) также прибываете на станцию в Тымовске, а здесь уже на рейсовый автобус. Хотя, с автобусом тоже не всё просто: билет надо купить ещё в Южно-Сахалинске, причём, сильно заранее (сам был свидетелем, как женщина пыталась приобрести билет, но на ближайшие 2 недели всё было распродано)! Дело в том, что теперь этот автобус ходит всего 2 раза в день: утром от прибывшего поезда — в Александровск, вечером (примерно в 17 часов) — обратно, а поток желающих добраться из одного пункта в другой намного больше, чем количество посадочных мест. Я никак не могу понять эту ситуацию, ведь если есть спрос, то почему бы не пустить больше рейсов? Тем более, что раньше так и было… Остаётся воспользоваться услугами таксистов, которые в огромном количестве начинают стягиваться на автовокзал ближе ко времени отправки рейсового автобуса (нам так и пришлось сделать), но если в машину сядете втроём-четвером, то разница по цене с поездкой на автобусе в итоге получится не очень существенной.

Ну, вот, как-то так… Вспомню что-нибудь ещё важное, допишу в статью, и если в следующий раз не забуду сделать побольше интересных фотографий, то тоже их добавлю.

 

Добавить комментарий